Skip to Content

Подготовка легавой собаки к охоте.Петр Петрович Ройтберг.Часть I

Предлагаемая читателю работа никакой претензии на новизну не имеет и предназначена в основном для молодых охотников, как конспект из многочисленных трудов и собственного, более чем тридцатилетнего опыта натаски и охоты с легавыми, в основном гордонами, т. е. шотландскими сеттерами.

Свойства собаки складываются из инстинктов полученных ею по наследству, и навыков, приобретенных ею за личную жизнь. Инстинкты собаки или усиливаются в течение ее жизни, или ослабляются в зависимости от того, идут ли они вразрез им. Путем постоянного, из в поколения в поколение укрепления привитых навыков мы можем ослаблять и наконец, уничтожить врожденный инстинкт, а равно создать новый.
Порода собак, исполняющая в течение многих поколений определенные обязанности и приобретшая благодаря этому определенные устойчивые качества, лучше передает их потомству, чем собака, предки которой не работали в данной плоскости. Чем ярче врожденные инстинкты собаки (чем породистей собака), тем большего мы можем от нее требовать в этой плоскости, но тем труднее ее дрессировка.
Дрессировкой мы называем создание в собаке навыков, при которых она под влиянием какого-либо внешнего раздражения, автоматически выполняет нужное нам действие, будь это действие параллельно врожденным инстинктам или же противоположно ему.
В собаке постоянно происходит борьба между врожденными инстинктами и прививаемыми нами новыми навыками, если мы вовремя не укрепим достаточно навыка - не поможем ученику нужными упражнениями - собака перестает подчиняться нам и целиком поступает в распоряжение своих инстинктов, начинает "своевольничать", собака испорчена.
Путь дрессировки: первоначально мы заставляем собаку тем или иным способом сделать то, что нам нужно, затем путем постоянного упражнения в данном действии мы переводим его в автоматическое, т. е. моментальное по своему выполнению.
При этом необходимо идти от простого к сложному, в начале команда отрабатывается голосом, потом параллельно жестом, потом свистком.
ПРАВИЛО: "Команда должна предшествовать требуемому действию, поданная команда должна быть выполнена во что бы то не стало".
Собаку легче обучить, чем переучивать, т. к. в ней надо не только создать противополжный, новый навык, но и настолько сильный, чтобы он мог бороться с уже укоренившимся порочным навыком).
Часть I
Дрессировка
1. Предварительные сведения
Нужна ли подача битой птицы?
Лучше потерять несколько штук дичи, чем испортить молодую собаку в первый год работы. Следует категорически запретить ученику подавать битую птицу.
В первый год работы молодой собаки охотнику нельзя стрелять птицу, если ее нельзя поднять самому. Можно допускать к подаче не ранее конца второго поля, сокращая случаи подачи до возможно меньшего количества.
Сведения, необходимые собаке
Первые основные сведения (команды) состоят из четырех:
1) на место,
2) поди сюда (ко мне),
3) нельзя (тубо),
4) возьми или можно (пиль);
и семи последующих слов также в порядке:
5) ложись,
6) тише,
7) лечь (даун),
8) ищи,
9) тут,
10) назад,
11) вперед.
Дальше идут комбинации из этих слов. Иногда порядок изучения семи команд может изменяться в зависимости от жизненной обстановки хозяина и условий, в которых живет собака.
ПРАВИЛО: Надо выбрать о д н у команду которой Вы будите пользоваться, чтобы первоначально не путать собаку.
Период до регулярных занятий
Начальное воспитание - воспитание начинается в раннего возраста, с трех-шести недель (с первого дня, как Вы взяли щенка у заводчика). Частые прогулки дают много наблюдений и возможностей в дрессировке. Дрессировка начинается с выбора удобного постоянного места (не на сквозняке, не у печки, не на дороге и не на кухне.
ПРАВИЛО: Кухня, места приема пищи людьми должны быть запрещены для посещения собаки).
Команда "на место" - должна выполняться щенком немедленно. Место щенка должно быть неприкосновенным и там его не наказывать, чтобы он всегда охотно выполнял команду. Регулярную дрессировку начинать ранее трех месяцев не следует. (Однако надо начинать приучать к месту с первого дня появления щенка дома. Можно бросать кусочек лакомства на лежак, приговаривая: "на место", когда щенок научится подбегать к своей постели, поощрять выдерживая на месте некоторое время).
2.Дрессировочный инвентарь.
Ошейник не менее 2,5 см ширины, мягкой кожи,
Цепочка, на которую сажать за провинность.
Поводок или сворка - 1-1,5 м, с наружным карабином на одном конце.
Чек-корда из прочной веревки, 7-8 мм толщины и 10-15 м длины или 25-30 м и брезентовые рукавицы. На одном конце корды карабин, на другом - петля 6-8 см; веревка проваривается в олифе, чтобы избежать намокания от воды и росы. Хорошо себя зарекомендовали капроновые ленты 20-30 мм шириной и 2-3 мм толщиной.
Прикол - небольшой колышек с крючком на конце. Применяется он для удержания собаки на месте.
Свисток - из любого материала, без горошины. (Не рекомендую ультразвуковой свисток , представьте себе ситуацию: Вы не можете понять, собака Вас не слышат или свисток засорился, кроме того, на охоте не возможно подать ультразвуковым свистком сигнал другому охотнику).
Колокольчик или бубенчик - для определения места нахождения в зарослях или в лесу на слух.
Лакомство - как поощрение за послушание: сыр, печенье, сушки, сухари. Дешевое лакомство - кусочки хлеба, поджаренные на говяжьем сале или сухарики высушенные в духовке.
Плеть - из кожи, прожированная, длина ее 65-70 см, (никогда не наказывайте собаку рукой, лучше всего применять для этой цели прутик).
Парфорс - удавка и строгий. Применяются оба для наказания и отучения от ошибок собаки (гоньба). Лучше строгий парфорс.
ПРАВИЛО: Не надо приучать собаку к наказанию.
Если наказание сделается привычным, то тогда в дальнейшем, придется усиливать степень наказания.
3. Основные положения
1) Не заниматься с собакой сразу после того, как она сытно поела.
2) Кормежку собаки желательно проводить самому дрессировщику. Производить ее лучше после занятий, к чему собака привыкает и охотно ест.
3) Не переутомлять собаку, особенно в начале дрессировки слишком длинными и однообразными уроками. Первые признаки вялости собаки (в результате утомления) покажут конец занятий.
4) Быть осмотрительным, но настойчивым в своих требованиях и каждый раз обязательно доводить их до конца. Лучше вовсе не требовать, чем приказывать и не добиться того, чтобы ученик послушался.
5) Не переходить с учеником к новому занятию пока он хорошо не усвоит предыдущего и не будет выполнять его отчетливо. Прежде чем приступить к новому уроку, каждый раз повторить то, что он уже знает.
6) Пользоваться вне уроков каждым подходящим моментом для того, чтобы повторить с воспитанником что-нибудь хорошо ему знакомое, чем утверждаются все прочнее и прочнее эти знания. (Особенно команду "даун", вообще эта команда является основным стопором, она как и "тубо", прерывает любое действие, после нее можно поощрять или наказывать ученика. Команде "даун",следует обучать одновременно с жестом - поднятой рукой, это очень Вам окажется полезным, когда Ваш ученик выйдет из зоны "слухового" повиновения).
7) С того момента, как введено в уроках новое занятие, связанное с новым для собаки словом, не пропускать ни одного подходящего случая, чтобы не сказать этого слова ученику (например "возьми" - ничего не давать без этого слова).
8) Не демонстрировать в период обучения перед чужими результаты дрессировки.
Часть II
4. Дрессировка дома
Ежедневно внимательно наблюдать за воспитанником, как он ведет себя в тех или иных ситуациях.
"Поди сюда" и "призыв на свист"
К призыву "поди сюда" и на "свист" (один протяжный, можно повторяющийся через интервал свист) приучать лакомством, в чем требуется добиться полного совершенства, т.е. щенок бросает любимые игрушки, занятия и игры и со всех ног бежит на призыв. Применяется и жест - помахивание рукой, как бы подражая радостному повиливанию хвоста, этот жест в поле перейдет в жест - энергично поднимается и опускается рука или руки.
"Нельзя", "возьми", "брось"
Команду "нельзя" ("тубо") и "возьми" удобнее применять вместе, при даче лакомых кусочков. Очень важно поймать два момента: не затянуть эти отказы то того, чтобы щенок перестал стремиться к лакомству, и второй - дать ему этот кусочек не по его, а по вашей инициативе.
С того момента, как произнесены первый раз эти оба слова, принять на себя нравственное обязательство: никогда, никакой еды, будь то лакомство или обычная еда - не давать питомцу без разрешения. Необходимо добиться от питомца того, чтобы он даже не тянулся к вкусному кусочку, а без вашего приказания сам стал ожидать слово "возьми". Промежутки между "нельзя" и "можно" постепенно увеличивать от 1 минуты до 10 и более.
Следующий этап - приучение к вежливости, чтобы воспитанник не хватал "с рукой" вкусный кусочек, а "вежливо" брал с рук (нельзя отдергивать назад руку с лакомым кусочком). При упрямстве - зажимать кусочек в кулаке, чуть высовывая его.
ПРАВИЛО: Во время еды хозяев питомец никогда не должен присутствовать. Его необходимо послать на место, где он и остается, пока не позовешь. Если щенок не слушается и сходит с места, его следует посадить на цепочку, укрепленную над его местом.