Skip to Content

Подготовка легавой собаки к охоте.Часть III

Часть IV
Натаска
Общие положения.
6. Что такое натаска?
Дрессировкой добиваются, чтобы ученик автоматически выполнял все приказания, прививаются, навыки не затрагивающие врожденных инстинктов. Во время натаскивания все занятия будут попеременно то усиливать его инстинкты, то бороться с ними.

7. Программа натаски. Первый год.
1)- поиск и его развитие;
2) - потяжка с последующей стойкой и выработкой ее;
3) - подводка к дичи и ее подъем с последующим "лечь";
4) - отыскивание битой дичи с последующим около нее "лечь";
5) - приучение к выстрелу нервно-робких собак.
Программа второго и третьего года натаски
Проработать всю программу первого года натаски. Новые требования:
а) отход по свистку со стойки;
б) подача битой дичи;
в) "лежать" по свистку во время стойки;
г) "кругом" и зайти птице в "лоб", т.н. анонс.
8. Выбор дичи для натаски.
Выбор дичи зависит от возраста собаки, времени года, характера местности и др. Общая последовательность: дупель, бекас, гаршнеп, перепел, тетерев, белые и серые куропатки. Избегать встречи с коростелем и болотной курочкой.
Дупель - осенью и весной на пролете.
Перепел - хорош, когда будут поршки, и осенью перед отлетом (находится главным образом в стерне, люцерне).
Тетерев - в лесной полосе один из лучших для натаски. Период натаски по тетереву начинается с поршков до момента, когда молодые петушки взматереют и оденутся в черный наряд. Они становятся строги, поднимаются далеко и стойки не выдерживают.
Белая куропатка - обитает на моховых торфяных болотах. На четвертый, пятый день птенцы начинают перепархивать и наступает хорошее время для натаски молодого ученика. Молодые птенцы белых куропаток, переместившись, хорошо затаиваются, но предварительно пробегут. Стойку хорошо выдерживают. Взматеревшие выводки поднимаются все сразу и после посадки сильно бегут. В общем они для натаски менее пригодны, чем тетерева.
9. Последовательность в натаске
Предпочтительнее натаскивать вначале по болотной дичи, а затем переходить к лесной. Такая последовательность рекомендуется потому, что собака после сильной пахучести лесной дичи плохо воспринимает более слабые запахи болотной дичи. Это правило особенно важно соблюдать для собак со слабым чутьем.
10.Натаскивание вместе со старой собакой
Большинство авторов категорически отвергает совместную натаску ввиду усвоения молодой пороков старой. Однако, с хорошо натасканную опытную собаку можно использовать при подражательном методе дрессировки. Например, при тугой стойке, т.е. когда собака не сходит со стойки по команде "вперед". Если шумное топание сзади, одергивание кордой, перекрывание запаха дичи и пр. не помогает, подведите к стоящему в стойке ученику опытную собаку, она встанет по птице (отсекундирует), этого бывает достаточно. Если нет, то по команде "вперед" опытная собака сразу двинется к птице, а за ней и ученик, ободряйте его держа корду в руке, а по взлету командуйте "даун". Опытная ляжет, а Вам может пригодится корда. Уложите ученика - "даун" должен быть стопроцентный. Не заходите спереди собаки стоящей в стойке, а подойдите слева от нее.
11.Дрессировка и натаска во время охоты
Рекомендуется дрессировать, натаскивать и охотиться последовательно и раздельно.
12.Умение видеть
Умение читать и понимать все действия собаки, вовремя ободрить и поддержать ученика или остановить от нежелательных действий.
Часть V
Первый год.
13.Разработка поиска
Большинство кровных собак в той или иной степени имеют природную способность искать челноком. От дрессировщика в таком случае требуется только поставить "поиск", сделать его наиболее правильным. Совершенствование поиска достигается практикой и продолжительность обучения во многом зависит от того, в какой степени собака обладает этим качеством от природы.
Очень часто можно наблюдать, что собака, прежде чем у нее окончательно выработается поиск, уже узнает дичь и начинает хорошо работать по ней. Вот почему совершенно не обязательно оттягивать обучение собаки работать по дичи до окончания постановки поиска. Отделка поиска должна происходить во время натаски.
Широту поиска не следует излишне суживать. Широкий поиск - достоинство. Необходимо только следить за тем, чтобы он был правильным, без "заворотов внутрь" и чтобы собака не проходила сзади охотника.
(Широту поиска Вы впоследствии всегда сможете сократить свистком и командами, сложнее расширить поиск, особенно у собак флегматичных. Широта поиска определяется той дистанцией на которой у Вас с молодой собакой полный контакт, т.е. предельная дистанция выполнения команд, в частности "стопроцентного дауна").
"Заворотом внутрь" называется неправильный поворот, который он делает, оканчивая параллель и начиная новую, не вперед на ветер, а назад к охотнику, по ветру. Нежелательность этого явления заключается во вторичном прохождении собакой одного и того же места и при этом нередко сзади охотника.
Для первоначального обучения собаки искать челноком лучше выбрать более узкую часть болота или поля (шириной шагов 200 - 300), где она могла бы ходить от края до края (при обязательном условии встречного ветра).
Проведя собаку некоторое время у ноги, дать команду "лечь" и послать в поиск вправо от себя. Самому же надо продолжить идти в прежнем направлении. Когда собака приблизится к краю болота, надо дать короткий свисток, чтобы заставить ее сделать поворот в обратную сторону. Как только собака повернется, следует указать ей рукой новое направление и в то же время самому также изменить направление и идти, уже не глядя на собаку, влево. Собака сейчас же бросится за охотником, пересечет его первоначальную линию хода и скоро будет впереди него, направляясь к противоположному, т.е. левому краю болота. Когда собака пройдет мимо охотника он должен повернуть вправо и продолжить идти в первоначальном направлении, следя за собакой. Как только она дойдет до левого края следует повторить тот же прием, но уже в правую сторону, дать свисток, повернуться вправо, указывая рукой новое направление, и идти вправо до тех пор пока собака не пронесется мимо, направляясь к правому края болота (поля).
После же того, как она пройдет мимо, нужно повернуться влево и продолжить идти в прежнем направлении и т.д. (см. рис. 1)

рис. 1
Пунктир ВС - направление против ветра.
Кривая А ( с острыми вершинами ) - линия хода собаки.
Кривая В ( со срезанными вершинами ) - линия движения охотника.
Стрелка - направление ветра.
Поиск челноком

рис.2
Прямая ВС - направление движения охотника против ветра.
Кривая А - линия хода собаки параллелями челнока.
М - правильный заворот.
К - неправильный заворот внутрь.
Стрелка - направление ветра.


Если собака, доходя до края, будет делать завороты назад, т.е. внутрь, (см. рис. 2) полезно применять следующее. Охотник должен соразмерять свой ход так, чтобы, когда он дает свисток и поворачивает собаку, он находился бы не на одной линии с ней, а обязательно впереди. Собака слыша свисток впереди, не будет заворачивать назад .
Если собака попытается пройти сзади охотника, подайте команду "даун", до того как она с Вами поравняется, уложив ее, немного попятьтесь и жестом пошлите собаку в продолжение поиска впереди себя.
Если собака далеко уходит вперед, т.е. не параллельно, что приводит к про-пускам в поиске, подайте команду "даун", подзовите ее и жестом пошлите в продолжение поиска параллельно. В этом случае можно применять корду.
Внимательно и часто практикуя этот урок, можно постепенно приучить собаку искать челноком без помощи свистка.
Если во время поиска собака начнет что-то прихватывать чутьем и изменит направление хода, не следует ее отзывать и выправлять поиск. Необходимо дать ей доработать и проверить, не причуяла ли она дичь.
14. Что мы требуем от стойки?
Стойка должна быть:
1) твердой,
2) такой продолжительности, какая нам нужна,
3) наш воспитанник не должен по своему почину сходить со стойки, конечно если птица выдерживает стойку, а ожидать нашу команду, и, наконец стойка не должна быть "пустой".
15. Первый выход в поле.
Берется весь инвентарь, но без ружья.
Последовательность работы. Удерживать собаку от самостоятельного подъема дичи, вырабатывая таким образом у нее длинную стойку.
Первая стойка.
Пример: Ученик пущен против ветра. С ходу врезается в стаю молодых тетеревов. Последние разлетаются, ученик на секунду в недоумении, осматривается. Резким окриком уложить в "лечь". Взять на чек-корду и подводить к запавшему тетереву. Ученик подойдет к нему близко, т.к. запах его плохо знаком, тетерев снова сорвется почти из-под носа. Уложить ученика немедленно в "лечь". Если ученик, находясь на чек - корде при подходе к тетереву сделает стойку, то выдержать его в стойке подольше, оглаживая и лаская. Если ученик бросится за взлетевшей птицей, удержать его чек - кордой на месте. Выбирая корду подходить к собаке. Уложить в "лечь" также лаская, разговаривая и оглаживая ее но не наказывая за эту первую провинность.
ПРАВИЛО: Не хвалите ученика за стойку и не наказывайте за стремление к птице.
Уложите собаку пусть полежит минут десять, умерит свой азарт, да и Вы спокойно проанализируете первую с ним работу.
Стойка и ее выработка.
Ученик, ознакомившись с запахом птицы, делает самостоятельно стойку; подойти к нему и пристегнуть чек-корду. Подходить спокойно, не торопясь и не в коем случае не бежать (последнее очень горячит собаку). Если ученик, поднимет птицу раньше, без чек корды, - уложить в "в лечь", пристегнув чек-корду и в поиск посылать только с нею. Основная забота - все дальше и дольше выдерживать на стойке и оставаться на ней столько, сколько нужно. Если попадет настойчивый ученик и будет рваться с чек корды к птице, осадить его крепко плетью, одновременно дернуть за чек-корду и произнести слово "нельзя" ("тубо", "даун"). Постепенно расстояние по чек корде увеличивать и в петлю ее ставить прикол, - при попытке погнаться он сам себя одернет чек кордой и приколом. Выдержки на стойке начинать с 1 минуты доводя до 15.

http://dr-clinic.ru/ где купить медкарту для детского сада.