Skip to Content

Запретная охота.Часть II

I. ЛУКИ.

Ученые историю луков исчисляют с периода палеолита, что подтверждается результатами многочисленных раскопок, в которых находили множество каменных наконечников для стрел и другие артефакты. Как уже упоминалось, с периода неолита встречаются многочисленные наскальные изображения, в которых неизвестные художники зафиксировали кульминационные моменты охоты с луками (рис. 3).

Рис 3. Охотники на оленей самый известный наскальный рисунок со скалы Валторта на Пиренейском полуострове (Испания).

На наскальных изображениях эпохи неолита охотники изображены с короткими луками длиной не более одного метра. Огромное количество таких луков, было найдено в азиатской части России, в восточной и северо-восточной части побережья озера Байкал. Дуги их изготовлены из дерева и усиленны пластинами из оленьего рога. Это не только самые древнейшие короткие луки, но и первые комбинированные. Использование рыбного клея, изобретенного в этот период, позволило старинным мастерам достаточно прочно соединять три материала - дерево, роговые пластины и сухожилия животных, применявшихся для обмотки луков, в единое изделие, которому теперь можно было придавать еще и определенную форму. Многочисленные археологические находки указывают на то, что на более южных территориях (Египет, Месопатамия и др.) для охоты и войны применялись как длинные деревянные, так и короткие комбинированные луки. Рисунки и барельефы на гробницах знатных людей того времени позволяют достоверно восстановить весь процесс лучной охоты на колесницах на различных зверей (от кроликов до львов). Так, одно из изображений на крышке сундука из гробницы фараона Тутанхамона показывает лучника, стоящего в колеснице, оснащенной коробом для стрел и колчанами, обернувшего вокруг талии поводья, чтобы не мешали охоте, и была возможность освободить руки для производства точных выстрелов из комбинированного лука (рис. 4).

Рис. 4. Охота фараона на львов с луком на колеснице (Фивы, около 1350 г. до н.э.)

Следует отметить, что на рисунке хорошо видно, что запястье левой руки охотника защищено от ударов тетивы крагой, а стрелы оснащены наконечниками, имеющими форму аналогичную наконечникам, которые применялись для пик. Между 1000 и 500 г.г. до нашей эры в центральной Азии был изобретен, т.н. «скифский» лук, поскольку именно этот народ использовал его чаще всего для охоты и военных действий. У скифов богатым считался воин, который имел вола, плуг, корову, собаку и лук с мечом. Скифский лук, небольшой по размерам, но достаточно сильный, отличался характерными загнутыми концами дуг. Был удобен и позволял вести скоростную прицельную стрельбу. Этим можно объяснить его быстрое распространение через Персию на запад в Европу, в Грецию и Италию, а через воинов и колонистов из этих стран - и в другие страны. Не даром он упоминается в произведениях Гомера - Илиаде и Одиссее. Данный лук стал классическим традиционным луком, из которого стреляют и в наше время (рис. 5).

Рис. 5. а. Изображение скифского лучника на тарелке (пинэкс), хранящейся в Британском музее (Вулги, около 520 г. до н.э.). в. Современный традиционный (скифский) лук модели «SKB», производства фирмы «SAMICK SPORTS CO., LTD» (Южная Корея, Китай).

В гробнице «танцующих фигур» в Дунчжоу (Манчжурия, Китай) на настенной росписи имеется множество охотничьих сценок, на которых изображена охота с луками на тигров, оленей и других животных (рис. 6).

Рис. 6. Маньчжурский верховой охотник с луком, увлеченный погоней за тигром (Китай, гробница танцующих фигур, V - VI в.в. н.э.).

В Нью-Йорке в музее Метрополитен хранится изображение, датируемое 457 - 484 г.г. до н.э., правителя Пероза, охотившегося с луком на горных баранов. Охота с луком, особенно верхом, требовала длительных тренировок и виртуозного владения не только этим оружием, но и управлением лошадью. Так арабские и персидские охотники отрабатывали технику, при которой всадник обгонял преследуемого зверя и поражал его, стреляя из лука развернувшись назад (рис. 7).

Рис. 7. Верховой персидский охотник, стреляющий из лука в кабана с разворотом назад (изображение XVII в.).