Skip to Content

Далёкий Ул.

В Хабаровском крае, примерно в 8,5 тысячах километров от «сердца» России города Москвы,Фото Автора расположен поселок Многовершинный и согласно командировочному листу мне было необходимо направиться именно туда. На самолете Ил-96, я и еще двое моих коллег летели 7,5 часов в город Хабаровск, далее из Хабаровска на самолете Як-40 до города Николаевск-на-Амуре еще около 2 часов и уже от туда на машине через 3 часа «русских дорог» мы прибыли в п. Многовершинный. Февраль месяц для этого региона с достаточно суровым климатом встретил меня в своем своеобразии. Температура колебалась от -20 до -26 градусов со слабым ветром.Фото Автора
     Обычная суета, много работы и первая рабочая неделя командировки практически пролетела и наступила пятница. Как оказалось, многие из работников в поселке занимаются рыбалкой и меня любезно пригласили на выходные принять в ней участие. Я же, понимая, что буду постоянно занят работой, поехал в командировку, не беря с собой ничего лишнего, а тем более, рыболовные снасти. По моей просьбе мне на работе выдали теплую одежду, валенки и рукавицы, так как я не был предусмотрителен и естественно не брал теплой дополнительной одежды в столь длинную дорогу. Понимая «особенности русской рыбалки», я после трудового дня поспешил в магазин и все необходимое принес в гостиницу, где проживал в данное время. Стоит заметить, что наличие различных продуктов и напитков осуществляет ЗАО Торговый дом «Многовершинный», а их разнообразие обеспечивается путем прямых поставок из Москвы.
     Отделка современными материалами и уютный номер гостиницы приятно удивляли и скрашивали мое пребывание в далеком поселке. А наличие спортзалов и различных тренажеров настраивали на здоровый образ жизни.
     Но возможность посвятить себя любимому увлечению рыбалке не давала покоя, даже учитывая гостиничный комфорт, и душа требовала просторов.
    Фото Автора И вот вечером к гостинице подъехал Урал-вездеход с домиком в кузове. Замечательное приспособление для рыболовов и охотников, оно было как нельзя кстати, т.к. мороз крепчал, а мы решили выехать в ночь, чтобы успеть по утру уже быть на желанном льду. В домике была установлена печь, отапливаемая дровами, и устроены спальные места.
     Цель нашей поездки была река Ул, питающаяся родниками, талыми водами и впадающая в Амур в нижней части его бассейна. От поселка это расстояние составляло около 80 км, но, учитывая отсутствие «нормальных» дорог, наш путь лежал в объезд через стоянку старателей-золотодобытчиков по «великому бездорожью». Добравшись до берега реки в ее верхней части и поужинав, мы обсудили наше мероприятие, места ловли и имеющиеся для этого снасти, а потом все дружно легли отдыхать.
     Фото АвтораНаступило долгожданное утро. Мне из личного фонда была выделена удочка и самодельная медная блесна. После подмосковной практики рыбной ловли, эта снасть мне показалась грубой и неказистой, т.к. используемая леска была толстая 0,4 мм, на самодельной пластиковой ручке удочки, выточенной из эпоксидной плиты, крепилась маленькая металлическая катушка. Блесна использовалась с подсадкой короеда, которого местные рыболовы «заготавливают» путем распилки и колки дров. На удочке, для фиксирования поклевки в качестве сторожка используется пружинка с красным наконечником из трубочки (или без), через которую продевается леска. Эта нехитрая снасть и была моим основным инструментом труда.
     Для того, что бы добраться до места лова, было необходимо пройти около 3 км вверх по руслу реки. Было очень удивительно увидеть, как при такой низкой температуре, около -25 градусов, образуются наледи. Через трещины во льду, родники просачиваются на поверхность и образуют волнообразные наросты. При этом нам по пути часто встречались промоины, которые мы с осторожностью обходили стороной или берегом. По утверждениям местных жителей, этой зимой количество снега выпало значительно меньше (мною зафиксирована наибольшая высота 1 м на отдельных участках дороги). После продолжительного перехода мы достигли требуемого места. Здесь река делала поворот на 120 градусов и у ее обрывистого берега располагалась яма глубиной не более 3 м. Учитывая, что лед был около 80 см, то воды было всего около 2 м. Расположившись на выбранном месте, я пробурил 3 лунки, с целью определить выход из ямы. Присутствующее слабое течение благоприятно должно было отразиться на игре моей блесны. Привязав блесну петлей и надев короеда, я стал попеременно блеснить в каждой из лунок. Две лунки не дали никаких результатов, а вот в той, которая всего на 30 см глубже остальных последовала первая уверенная поклевка, что было для меня неожиданно и я ее пропустил. Короед был беспощадно сдернут с крючка, а от холода и нахлынувшего азарта мелкой дрожью затряслись мои руки. При этом рядом находившиеся мои товарищи рыбаки тоже почувствовали азарт, а у кого-то уже на лед была вытащена первая рыба.
     Основным объектом нашего внимания и был ленок, хариус и конечно таймень – хозяин реки. А в это время у меня последовала еще одна поклевка, которую я уже ожидал и интуитивно сделал подсечку. На руке почувствовалась приятная тяжесть и даже некоторое упорство. Без особых церемоний,Фото Автора так как удочка была сделана с большим запасом прочности, я вытащил на лед…таймешонка весом около 400 гр. И на этом как оборвало… и все мои старания в течение «битого» часа были напрасными. Мои товарищи уже наловили каждый около десятка ленков и хариуса – настоящего амурского красавца.
     Время шло и приближалось к полудню. Видимо и у других рыболовов клев прекратился, так как уже начались перемещения и подготовка к обеду. К этому времени к нам подъехали знакомые охотники на «Буранах» с собаками, и воспользовавшись возможностью мобильного транспорта, некоторые наши рыболовы решили после обеда отправиться выше по реке посмотреть какая там ситуация.
     Я же не оставлял надежды и верил, что это был не случайно пойманный малыш «хозяина реки». И как это часто бывает в такие моменты, я взял удочку и ледобур и пошел вверх по реке искать перспективное место. Мое внимание привлекла небольшая протока и обвалившееся дерево на склоне обрывистого берега. Вот здесь я и решил пробурить лунку. Хочется отметить, что местными рыбаками используются шнековые ледобуры собственного изготовления или отечественного производства. Мне достался заводской ледобур D180 мм с 4 ножами расположенными в 2-х плоскостях (конечно я не взял с собой в командировку свой Mora Expert D 150мм). Фото АвтораПосле четвертой лунки его использование показалось мне специальным наказанием за все мои грехи, но так как выбирать было не из чего, то я старался как мог и вскоре ощутил как мне стало жарко.
     Но вдруг, из пробуренной мною лунки вырвался фонтан, словно подземный гейзер вода извергалась из под льда, пузырила и издавала бурлящие звуки. «Улский гейзер» был настоящим удивительным открытием для меня, что раньше я не видел. Скорее всего, при неоднократном замерзании и оттепелях произошло расслоение и разделение льдом воздуха и воды. Вода поддавила воздух оставшийся под льдом и теперь, при образовании отверстия, вода вместе с воздухом вырвалась из плена сковавшего ее льда. Это явление продолжалось в течение нескольких минут и потом стало стихать.
     После непродолжительных обследований я решил вернуться к старому месту на эту небольшую ямку. Подойдя к своей лунке, я увидел еще одну рядом стоящую удочку, так же оснащенную как и моя. Но мое внимание привлекло то, что блесна на этой удочке была привязана не петлей, а как мормышка, где в её отверстие был вставлен кембрик, через который была пропущена леска и завязывалась она непосредственно на крючке.
     Фото АвтораЯ таким же образом привязал свою блесну и опустил её с короедом в свою лунку. Легкое подергивание с низкочастотной малой амплитудой, несколько коротких взмахов и пауза не заставили себя долго ждать. Уверенная поклевка и кивок согнулся, подсечка и вот он ленок около 200 гр. лежит на льду. Наживляю «свежим» короедом блесну (все короеды были замороженные) опускаю в лунку, эта же техника и снова поклевка. На этот раз мне достался посолидней красавец около 500 гр. Повторяю процесс, тишина. Видимо закончился утренний клев. Приятное чувство радости наполнило мою душу. Солнечный день, стало теплее и хочется горячего пищи и чая. Меня зовут обедать и мы все вместе делимся результатами полуденной рыбалки и впечатлениями.
     Свежий воздух и хорошее настроение создали ощущения удовлетворенности и отсутствия усталости.
После обеда некоторые рыболовов уехали, а я снова ловил на своей лунке.
В этот день богатый своими природными ресурсами Хабаровский край еще несколько раз наградил меня незабываемыми моментами и радостью рыбацкой удачи.
Пора отправляться в обратный путь. Надеюсь, что еще вернусь сюда к тебе далекий Ул.